Урегулировать налоговый спор в досудебном порядке - выгодно

24.08.2023

Урегулировать налоговый спор в досудебном порядке - выгодно

Урегулировать налоговый спор в досудебном порядке - выгодно

Налогоплательщик имеет право участвовать в обсуждении материалов налоговой проверки. При несогласии с вынесенным по ней решением в рамках досудебного урегулирования споров его можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе. О механизме урегулирования налоговых споров рассказывает начальник Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области Татьяна Сычихина.

- Татьяна Николаевна, по каким причинам возникают споры налогоплательщика и налоговых органов?

- Наиболее часто спор возникает по причине представления налогоплательщиками документов, не являвшихся предметом налоговых проверок, а также подтверждающих своевременное и надлежащее исполнение предусмотренных законом обязанностей, или уточнений в налоговую отчетность, заявлений о наличии смягчающих обстоятельств и разногласий в отношении применения правовых норм.

Инспекция объективно рассматривает претензии налогоплательщиков и большую часть их (80 - 90%) удовлетворяет без обращения в вышестоящий налоговый орган или суд. В вышестоящий налоговый орган за полугодие 2023 года обратились налогоплательщики с жалобами на 20 решений налогового органа, вынесенные по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, иные ненормативные акты, а также действия (бездействия) должностных лиц инспекции. Из них на 01.07.2023 рассмотрено 15 жалоб, оставлены без удовлетворения - 11, удовлетворены полностью и частично – только 4 жалобы.

- Какие плюсы заключаются для налогоплательщика во внесудебном способе решения спорных ситуаций?

- Это оперативность и простота оформления жалобы, отсутствие необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов, короткие сроки рассмотрения жалобы и исполнения принятого решения.

- Как составить жалобу на решение, действие или бездействие налогового органа?

-  Жалоба подается в письменной или электронной форме. Требования к жалобе изложены в ст. 139.2 НК РФ. Федеральной налоговой службой утверждены форма и порядок заполнения жалобы, а также формат и порядок ее представления в электронном виде (Приказ от 20.12.2019 №ММВ-7-9/645@).

Если налогоплательщик представляет жалобу по телекоммуникационным каналам связи или через «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС, то она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. Это наиболее удобный способ, так как одновременно осуществляется автоматическая проверка всех необходимых реквизитов. Можно выбрать способ получения решения по жалобе. Если заявитель выбирает - «в электронной форме по ТКС», то может получить любой документ, образующийся в ходе рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе.  Это, например, извещение о времени и месте рассмотрения жалобы (в случае необходимости), решение о продлении срока рассмотрения, решение по результатам рассмотрения жалобы. Вышестоящий налоговый орган оперативно контролирует действия инспекций по обработке и обязательной передаче жалобы на рассмотрение.

- В каких случаях жалоба не будет принята?

- Жалобу нужно подавать в налоговый орган, выносивший решение. В приеме жалобы откажут, если она направлена представителем лица, нарушение прав которого обжалуется, без приложения информационного сообщения о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством, или если в жалобе отсутствует (не соответствует) усиленная квалифицированная электронная подпись лица, подавшего жалобу.

-  Может ли инспекция рассмотреть жалобу без участия налогоплательщика?

- Жалобу рассматривают без участия налогоплательщика. Но вышестоящий налоговый орган может пригласить заявителя в следующих случаях. Если имеются противоречия в материалах, которые передала нижестоящая инспекция. Когда есть противоречия между документами, которые представил налогоплательщик, и которые передала нижестоящая инспекция. Если нижестоящая инспекция существенно нарушила процедуру вынесения решения, и теперь вышестоящий орган отменяет решение инспекции и проводит эту процедуру заново.

Кроме того, для заявителей реализована возможность рассмотрения жалоб с их участием посредством видеоконференцсвязи (ВКС). Таким образом, повышается прозрачность процедуры, упрощаются способы взаимодействия с налоговым ведомством, и создаются благоприятные условия для разрешения спорных ситуаций. Список инспекций региона, в которых возможно проведение ВКС, размещен на сайте ФНС России (www.nalog.gov.ru) в разделе «Досудебное урегулирование споров». На этом же сайте с помощью сервиса «Узнать о жалобе» организации и граждане могут оперативно получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений и предложений.