Требования потребителя в отношении технически сложных товаров

03.12.2018

Требования потребителя в отношении технически сложных товаров

Многие покупатели знают алгоритм действий в случае обнаружения недостатков в приобретенной вещи. Однако несколько другой порядок возврата в отношении технически сложных товаров может стать сюрпризом. К технически сложным относятся только те товары, которые входят в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011г. №924.
Как же себя вести, если некачественными окажутся сотовый телефон, ноутбук, принтер, телевизор или холодильник? Как вернуть технически сложный товар обратно в магазин?
Зачастую мы обращаемся с чеками, подтверждающими факт покупки, не очень бережно, но в случае с технически сложными товарами их лучше не терять. При наличии этого документа проще подтвердить дату покупки, а от нее, как мы увидим, зависит, какие требования вправе заявить покупатель и упростится возврат в магазин технически сложного товара.
Итак, права требования потребителя, приобретшего технически сложный товар с недостатками, будут разными в зависимости от того, сколько времени прошло с момента покупки. При этом можно выделить такие периоды:
•    до 15 дней с момента передачи товара потребителю;
•    от 15 дней и до окончания гарантийного срока;
Рассмотрим, какие права потребитель имеет в каждый из этих периодов и как вернуть технически сложный товар в магазин.

     Если со дня покупки прошло не более 15 дней, вы вправе:
1.    отказаться от некачественного товара и получить назад уплаченные за него деньги;
2.    произвести замену на аналогичный товар;
3.    произвести замену на товар другой марки (артикула, модели);
4.    потребовать уменьшения покупной цены;
5.    потребовать безвозмездного незамедлительного ремонта или возмещения расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом.
     Если вещь приобретена более 15 дней назад, в пределах гарантийного срока вы также имеете право выбрать одно из названных требований. Однако те из них, которые указаны в пунктах 1-3, можно заявить, только если выполняется какое-либо из следующих условий:
—  товар имеет существенный недостаток;
—  продавец нарушил сроки ремонта;
—  вследствие необходимости устранения недостатков товара он не может использоваться в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.

Какой недостаток товара считается существенным?
В соответствии с преамбулой Закона №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон №2300-1), тот, который:
— невозможно устранить;
— выявляется неоднократно;
— появляется вновь после устранения;

Обратите внимание на то, что перечень признаков существенности недостатка не является исчерпывающим, поэтому если вы считаете, что недостаток приобретенной вами вещи существенный, но он не подходит под названные в законе признаки, вы вправе отстаивать свою точку зрения.

Каковы сроки ремонта и что считается их нарушением?
     В соответствии со статьей 20 Закона №2300-1:
— срок ремонта может быть определен соглашением между продавцом и покупателем в письменной форме, но не должен превышать 45 дней. Соглашение можно составить в произвольной форме с указанием наименования продавца и покупателя; названия товара, его модели, артикула, серийного номера или других идентификационных признаков; срока для устранения недостатков. Наверное, излишне напоминать, что, как в любом документе, в соглашении должна фигурировать дата его заключения, подписи сторон и печать продавца. Нарушение оговоренного срока устранения дефектов является основанием для предъявления требований из пунктов 1-3.
Говоря о ремонте технически сложных товаров, которые в большинстве своем являются товарами длительного пользования, нельзя не напомнить о том, что по части 2 статьи 20 Закона №2300-1, вы вправе требовать бесплатного предоставления товара с аналогичными потребительскими свойствами на время устранения недостатков в вашей покупке. Небольшие исключения из этого правила содержатся в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.
Обнаружив недостатки в приобретенном технически сложном товаре, составьте претензию. Возможно, дело не ограничится проверкой качества товара, и потребуется проведение экспертизы. В пределах гарантийного срока она проводится за счет продавца, в других случаях – за счет покупателя.
В случае, если недостатки обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18 Закона №2300-1, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Наконец, хочу обратить ваше внимание на то, что обратиться с требованиями о  замене некачественного товара на товар другой марки, модели, артикула или о возврате денег за него, можно не только к продавцу, но также к изготовителю или импортеру.