Прокуратура разъясняет

23 июня 2022

Прокуратура разъясняет Александровск

Ответственность за неисполнение условий государственных и муниципальных контрактов

В условиях сложной внешнеполитической и экономической обстановки одним из факторов, который влияет на обстановку в стране и может спровоцировать всплеск социальной напряженности является ненадлежащее исполнение условий государственных и муниципальных контрактов.

Чтобы не допустить этого, законодателем предусмотрен институт ответственности за невыполнение тех или иных условий государственных или муниципальных контрактов.

Для начала необходимо определиться, что же такое государственный или муниципальный контракт. Ответ на данный вопрос содержится в п.8 ч.1 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 No44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон No44-ФЗ). Итак, согласно данной норме государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Статьей 12 Федерального закона No44-ФЗ закреплен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Для того, чтобы гарантировать имущественные права хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения с государственным или муниципальным заказчиком при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта, законодателем предусмотрена административная ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в статье 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом указанной статьей установлено достаточно суровое наказание для лиц, совершивших указанное административное правонарушение. Так, по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ должностное лицо заказчика может быть привлечено к наложению административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. За совершение повторного правонарушения лицо может быть подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет, что установлено частью 2 указанной статьи.

Нужно понимать, что в случае грубых нарушений, которые оказали негативное влияние на экономическую сферу контрагента (например, длительная неоплата исполненного муниципального контракта, что повлекло образование у поставщика кредиторской задолженности) действия виновного должностного лица государственного или муниципального заказчика могут быть квалифицированы в уголовно-правовом порядке. Например, по статье 169 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Еще одним видом ответственности является гражданско-правовая ответственность, которая может быть выражена во взыскании со стороны контракта, допустившей нарушение своих обязательств, неустойки, пени или штрафа. Также могут быть взысканы проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами. Указанные санкции для недобросовестной стороны предусмотрены ч.5 – 8 ст.34 Федерального закона No44-ФЗ, а также являются обязательным условием, включаемым в государственный или муниципальный контракт.

Не нужно забывать и о том, что в соответствии с ч.16 ст.95 Федерального закона No44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Федерального закона No44-ФЗ, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).


Помощник прокурора Аларского района младший советник юстиции
В.Н. Матханов